Главная » Статьи » Статьи |
В 50-х годах в основном на Западе и в Америке появляется новая концепция – постмодернизм. Новая наполняющая вместо христианской доктрины – масс-медиа – управление и манипуляция общественным сознанием как еще один путь в ряду: искусство – идеология – масс-медиа. Постмодернизм - больше, чем литературный стиль или даже культурная концепция. Это способ жизни цивилизации, переживающей ощущение своего конца. Это не программа, а скорее, диагноз состояния культуры. Исчезновение вертикали в культуре, только горизонталь. Отсюда внимание к маргинальным явлениям, социальным группам, субкультурам (битники, которые в какой-то момент стали почти доминировать в литературе). Отказ от культа новизны (как в модерне). «Слова и вещи» М. Фуко, «Письмо и различие» Деррида, «Симулякры и симуляция», «Общество потребления» Бодрийяр, «Конец истории и последний человек» Ф. Фукуяма. Для ПМ существует несколько культовых явлений (иконы ПМ, хотя в ПМ и не может быть икон). «Черный квадрат» Малевича (хотя появляется еще в эпоху модернизма) – таких квадратов можно сделать сколько угодно – не существует оригинала. В скульптуре - «Фонтан» М. Дюшана – пр. собой писсуар, который помещен в галерее и приравнен к произведению искусства – отсутствие иерархии ценностей. Художником может стать любой, кто себя им провозгласит. В музыке – «4.33» Дж. Кейджа – 4 минуты 33 секунды абсолютной тишины на сцене; оркестр, который замирает с поднятыми смычками и ничего не играет – это произведение искусства, поскольку есть коммуникативный контакт между залом и исполнителями. Классическая установка – музыка состоит из звуков и тишины – нарушена. Постмодернизм говорит: музыка может состоять только из тишины. Русская литература ПМ. 2 волны: 60-е – начало 70-х гг. – после «оттепели», которая тоже была своеобразным проектом, думали, что можно будет писать всё. Но произошел суд над Бродским, запретили публиковать Солженицина – стало ясно, что это не так. Итоги А. Битов подвел в «Пушкинском доме» - текст с уже имеющимися комментариями автора и персонажа + «призрак романа» - история создания романа и комментарии. Тогда же – «Москва – Петушки» В. Ерофеева – огромное количество аллюзий – намеков на жизненные ситуации или другие литературные произведения (реминисценции). Гротескное произведение, построенное на символике советской цивилизации. Абрам Терц (Андрей Синявский) «Прогулки с Пушкиным», Саша Соколов «Школа для дураков». Тогда в СССР это не публиковалось, конечно. «Пушкинский дом», правда, печатали частями. В конце 80-х все это было издано, но «Пушкинскому дому» в этом смысле не повезло, т. к. ожидали диссидентского текста, а он оказался даже антидиссидентским. 2-я волна – 80-90-е гг. – до сих пор (но доминирующим этот процесс был в 90-е гг.). Уже в 80-е ряд авторов начал писать именно так, но только в 90-е стало можно все это печатать, поэтому относят к 90-м гг. Сейчас существует параллельно другим направлениям (деревенской прозой, например). Проблема преодоления ПМ появляется вместе с ПМ. В 80-90-е гг. существует школа-течение «московский концептуализм»: Пригов, Рубинштейн, примыкал Кибиров. Отдельные писатели: Владимир Сорокин (несмотря на обильную критику, считается одним из главных современных русских прозаиков) («Русская красавица», «Мужчины», «Веселый Сталин», «В лабиринте проклятых вопросов» - критика о литературе «проклятых вопросов»); Пелевин, создавший лучший портрет 90-х гг., Татьяна Толстая («Кысь», «Не кысь»). Есть ли момент творчества в ПМ? Может и не быть (компиляция). Какое может быть творчество, если культура и история умерли. Классический подход: жизнь (главное звено) → сознание (внутренний мир) писателя (модернизм отрицает значение жизни, и главным становится это звено) → произведение ПМ – существует культура, и это гораздо важнее, чем жизнь. Именно из культуры мы будем брать материал. Конечно, жизнь и воздух эпохи в ПМ произведениях тоже присутствуют, но это не главное. Жизни как таковой нет. ПМ отменил понятие реальности объективно существующей, одной для всех. Поэтому и произведения ПМ чаще всего не отсылают к пониманию жизни. Литература по ПМ. 1. Невозможно создать ничего нового (невозможно создать новую красоту, невозможно утешиться старой). Игра цитатами. Центон (поэтический жанр) – произведение, составленное только из строчек других произведений (у Кибирова есть несколько таких стихотворений). Прием обильного цитирования – явление интертекстуальности. Само понятие «текст» очень важно для ПМ, оно очень сильно расширено, и сам мир предстает как некое текстовое устройство. Массовая культура – нацелена на максимально широкую аудиторию, в эстетическом плане лучше назвать тривиальной – строится по одним и тем же схемам – определенный набор сюжетов, усредненные персонажи. Отсутствие иерархии ценностей → ПМ с удовольствием занимается массовым человеком и пишет для него. Деконструкция – не просто разрушение, а разрушение и компиляция в одном флаконе. Что может разрушать ПМ? Что угодно – мифологические системы, идеологические и т. д. И из их остатков создавать новое произведение. Мифы массовой культуры (Пелевин), национального сознания (Виктор Ерофеев) и пр. Пример деконструкции – Микки-Маус на иконе – разрушение иконы и совмещение (компиляция) двух слоев культуры. Виктор Ерофеев «Поминки по советской литературе» - ситуация 80-х в литературе: 3 пласта, существующие одновременно в русской прозе: Официальная проза (секретарская), деревенщики, либерально-диссидентская литература – все эти направления в конце 80-х потерпели полное поражение. Первая – поскольку рухнула сама идеология, вторая – по многим причинам. Духовная основа, которую нашли деревенщики, потерпела в творчестве самих же деревенщиков крах в конце 80-х. Третья – в условиях гласности, открытого общества стала восприниматься совсем иначе, чем в закрытом тоталитарном обществе. Многие ходы, использовавшиеся в этой прозе, перестали работать в новой реальности. Предложенный вывод: в постутопическом обществе пора вернуться к литературе (в советское время литература выполняла нелитературные задачи – либо служанка режима, либо наоборот). Проблема отсутствия читателя появилась во многом именно потому, что литература стала литературой. Раньше читатель искал в литературе ответы на внелитературные вопросы, литература ПМ часто не отвечала на такие вопросы. Источник: http://sa-t-i.livejournal.com/44425.html | |
Просмотров: 466 | | |
Всего комментариев: 0 | |