Главная » Статьи » Статьи

Лекция: "постмодернизм"

В 50-х годах в основном на Западе и в Америке появляется новая концепция – постмодернизм. Новая наполняющая вместо христианской доктрины – масс-медиа – управление и манипуляция общественным сознанием как еще один путь в ряду: искусство – идеология – масс-медиа. Постмодернизм  - больше, чем литературный стиль или даже культурная концепция. Это способ жизни цивилизации, переживающей ощущение своего конца.

Происходит  глубокое разочарование в проекте модерн. Наука, прогресс, искусство не гарантируют прихода к какому-то благу. Концепт конца истории, культуры, цивилизации – основа постмодернизма. Понятие иерархии было важно в классической культуре. Даже в модернизме иерархия была, но несколько видоизмененная. В постмодернизме иерархии не существует – все ценности как бы на одном уровне. Нет абсолюта, ценности, на которую нужно равняться, канона поведения. Децентрализация культуры. Все ценности равноправны.

Это не программа, а скорее, диагноз состояния культуры. Исчезновение вертикали в культуре, только горизонталь. Отсюда внимание к маргинальным явлениям, социальным группам, субкультурам (битники, которые в какой-то момент стали почти доминировать в литературе). Отказ от культа новизны (как в модерне).

«Слова и вещи» М. Фуко, «Письмо и различие» Деррида, «Симулякры и симуляция», «Общество потребления» Бодрийяр, «Конец истории и последний человек» Ф. Фукуяма.
Классические западные тексты ПМ: «Бледное пламя» Набокова – у истоков (самокомментирование присутствует как одна из важных черт литературы ПМ), Борхес, Кортасар, Гессе «Игра в бисер».

Для ПМ существует несколько культовых явлений (иконы ПМ, хотя в ПМ и не может быть икон). «Черный квадрат» Малевича (хотя появляется еще в эпоху модернизма) – таких квадратов можно сделать сколько угодно – не существует оригинала. В скульптуре - «Фонтан» М. Дюшана – пр. собой писсуар, который помещен в галерее и приравнен к произведению искусства – отсутствие иерархии ценностей. Художником может стать любой, кто себя им провозгласит. В музыке – «4.33» Дж. Кейджа – 4 минуты 33 секунды абсолютной тишины на сцене; оркестр, который замирает с поднятыми смычками и ничего не играет – это произведение искусства, поскольку есть коммуникативный контакт между залом и исполнителями. Классическая установка – музыка состоит из звуков и тишины – нарушена. Постмодернизм говорит: музыка может состоять только из тишины.

Русская литература ПМ. 2 волны:

60-е – начало 70-х гг. – после «оттепели», которая тоже была своеобразным проектом, думали, что можно будет писать всё. Но произошел суд над Бродским, запретили публиковать Солженицина – стало ясно, что это не так. Итоги А. Битов подвел в «Пушкинском доме» - текст с уже имеющимися комментариями автора и персонажа + «призрак романа» - история создания романа и комментарии.

Тогда же – «Москва – Петушки» В. Ерофеева – огромное количество аллюзий – намеков на жизненные ситуации или другие литературные произведения (реминисценции). Гротескное произведение, построенное на символике советской цивилизации.

Абрам Терц (Андрей Синявский) «Прогулки с Пушкиным», Саша Соколов «Школа для дураков».

Тогда в СССР это не публиковалось, конечно. «Пушкинский дом», правда, печатали частями. В конце 80-х все это было издано, но «Пушкинскому дому» в этом смысле не повезло, т. к. ожидали диссидентского текста, а он оказался даже антидиссидентским.

2-я волна – 80-90-е гг. – до сих пор (но доминирующим этот процесс был в 90-е гг.). Уже в 80-е ряд авторов начал писать именно так, но только в 90-е стало можно все это печатать, поэтому относят к 90-м гг. Сейчас существует параллельно другим направлениям (деревенской прозой, например). Проблема преодоления ПМ появляется вместе с ПМ.

В 80-90-е гг. существует школа-течение «московский концептуализм»: Пригов, Рубинштейн, примыкал Кибиров.

Отдельные писатели: Владимир Сорокин (несмотря на обильную критику, считается одним из главных современных русских прозаиков) («Русская красавица», «Мужчины», «Веселый Сталин», «В лабиринте проклятых вопросов» - критика о литературе «проклятых вопросов»); Пелевин, создавший лучший портрет 90-х гг., Татьяна Толстая («Кысь», «Не кысь»).

Есть ли момент творчества в ПМ? Может и не быть (компиляция). Какое может быть творчество, если культура и история умерли.

Классический подход:

жизнь (главное звено) → сознание (внутренний мир) писателя (модернизм отрицает значение жизни, и главным становится это звено) → произведение

ПМ – существует культура, и это гораздо важнее, чем жизнь. Именно из культуры мы будем брать материал. Конечно, жизнь и воздух эпохи в ПМ произведениях тоже присутствуют, но это не главное. Жизни как таковой нет. ПМ отменил понятие реальности объективно существующей, одной для всех. Поэтому и произведения ПМ чаще всего не отсылают к пониманию жизни.

Литература по ПМ.
В. Курицин, Скоропанова «Русская постмодернистская литература»
И. Ильин «ПМ от истоков до конца столетия

Следствия, которые ПМ вывел из представления о конце культуры и истории:

     1. Невозможно создать ничего нового (невозможно создать новую красоту, невозможно утешиться старой). Игра цитатами. Центон (поэтический жанр) – произведение, составленное только из строчек других произведений (у Кибирова есть несколько таких стихотворений). Прием обильного цитирования – явление интертекстуальности. Само понятие «текст» очень важно для ПМ, оно очень сильно расширено, и сам мир предстает как некое текстовое устройство.
     2. Новое представление о характере персонажа – становится на одну плоскость с автором, ему не подчинен. Персонажа как такового (персонажа-человека) может не быть. Гораздо важнее изобразить не человека и жизнь, а какой-то культурный концепт (например – серп и молот – советский культурный концепт), в литературе, например, концепт милиционера (Пригов). Концептов в культуре много (все понятия, созданные в культуре, являются концептами).
     3. Понятие смерти автора (Р. Барт «Смерть автора»). Авторское искусство прекращается в силу конца истории. Автору остается только компилировать концепты. Творец отменяется, появляется скриптор – тот, кто записывает существующие фрагменты текстов.

Массовая культура – нацелена на максимально широкую аудиторию, в эстетическом плане лучше назвать тривиальной – строится по одним и тем же схемам – определенный набор сюжетов, усредненные персонажи. Отсутствие иерархии ценностей → ПМ с удовольствием занимается массовым человеком и пишет для него.

Писательская технология «вербатим» (появляется в Великобритании) Википедия дает: Вербатим (от лат. verbatim — дословно), или документальный театр — вид театрального представления, получивший определённую популярность на рубеже XX—XXI веков, широко известный в узких кругах. Типологически соответствует литературе нон-фикшн. Спектакли театра вербатим полностью состоят из реальных монологов или диалогов обычных людей, перепроизносимых актёрами. Как это делается? Сначала записываются монологи респондентов (обычных людей) на заданную тему, эти монологи некоторым образом компилируются (от себя ничего не добавляется), затем произносятся актерами на сцене. Где, опять же, момент творчества? Наглядный пример того, что такое «смерть автора» видим в «Очереди» Сорокина (он еще до появления вербатима использует эту же технологию).
Еще одно понятие ПМ – «симулякр» - копия копии, нет оригинала. Понятие «симулякр» распространяется на очень многие явления. Считается, что советская культура постсталинской эпохи была симулятивной – набор симулякров – пустых оболочек. Серп и молот – симулякр труда и т. д. В «Пушкинском доме» два главных героя устраивают дуэль-симулякр, посмертная маска Пушкина – симулякр.

Деконструкция – не просто разрушение, а разрушение и компиляция в одном флаконе. Что может разрушать ПМ? Что угодно – мифологические системы, идеологические и т. д. И из их остатков создавать новое произведение. Мифы массовой культуры (Пелевин), национального сознания (Виктор Ерофеев) и пр. Пример деконструкции – Микки-Маус на иконе – разрушение иконы и совмещение (компиляция) двух слоев культуры. Виктор Ерофеев «Поминки по советской литературе» - ситуация 80-х в литературе: 3 пласта, существующие одновременно в русской прозе:

Официальная проза (секретарская), деревенщики, либерально-диссидентская литература – все эти направления в конце 80-х потерпели полное поражение. Первая – поскольку рухнула сама идеология, вторая – по многим причинам. Духовная основа, которую нашли деревенщики, потерпела в творчестве самих же деревенщиков крах в конце 80-х. Третья – в условиях гласности, открытого общества стала восприниматься совсем иначе, чем в закрытом тоталитарном обществе. Многие ходы, использовавшиеся в этой прозе, перестали работать в новой реальности.

Предложенный вывод: в постутопическом обществе пора вернуться к литературе (в советское время литература выполняла нелитературные задачи – либо служанка режима, либо наоборот).

Проблема отсутствия читателя появилась во многом именно потому, что литература стала литературой. Раньше читатель искал в литературе ответы на внелитературные вопросы, литература ПМ часто не отвечала на такие вопросы.



Источник: http://sa-t-i.livejournal.com/44425.html
Категория: Статьи | Добавил: odmen (25.12.2016)
Просмотров: 466 | Теги: история, лекция, Политология, политика, постмодернизм, статья | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar